Эдит Мютель Рождество в колонии Норка на Волге
Традиции колонистов на Волге и в С.-Петербурге отличались друг от друга, т. к. они переселялись из различных областей Германии.
Мне вспоминаются лежащие под пушистым, слепящим глаза снегом поля, сады и дома колонии Норка на Волге. Зимнее солнце на темно-синем небе пытается согреть своими лучами замерзшую землю. И вот вдруг белое покрывало начинает переливаться тысячами кристалликов разных цветов.
Благословеная тишь, приближающееся Рождесгво радостью переполняет наши детские сердца. Скоро к нам придут Дед Мороз и его спутник - слуга Рупрехьт ("кнехьт Рупрехьт"). Мы, как и все дети на земле, хотели, чтобы Дед Мороз исполнил наши заветные желания. О них мы говорили родителям, а они обещали поговорить с Дедом Морозом, если встретят его по дороге к нам, но только с условием, что мы будем слушаться и хорошо учиться. Мы, конечно же, старались изо всех сил.
Слуга Рупрехьт приходил к нам после первого адвента. Он появлялся поздно вечером с большим шумом. У Деда Мороза была, как и положено, длинная белая борода, а на голове - меховая шапка. На нем была надета овечья шкура с широким воротником, которую в немецких колониях называли "тулуп", за спиной - мешок, в руках - кнут. Для нас детей его появление всегда было внезапным и таинственным. Слуга Рупрехьт назывался у нас еще "пельцникель" или "пельцебуб". Он должен был пугать детей. Поздоровавшись дети должны были читать наизусть стихи о Младенце-Христе, молитвы и отвечать на вопросы по детской Библии. Порой это были сложные вопросы: Сколько детей было у Иакова и как их зовут? Кто такой Давид и какие подвиги он совершил?
Мы должны были прочитать "Отче наш" и спеть рождественские песенки. Если родители говорили, что они довольны своими детьми, то Дед Мороз открывал свой мешок, а кнут забирал назад. Это был важный воспитательный урок для детей.
У нас дома было принято готовить к Рождеству родителям и родственникам небольшие подарки. Мы шили, вязали, мастерили, но так, чтобы никто не узнал, кому какой подарок предназначен. Перед Рождеством в каждом доме колонии шла грандиозная уборка. Все натиралось, чистилось, мылось. Шторы на окнах крестьянских домов были белые как снег. Одеяла и наволочки были украшены вышивкой и самодельными кружевами. Все радовало глаз. В доме, сарае и хлеву наводился полный порядок.
С 22 декабря, вплоть до полудня 24, на кухне что-то пеклось, жарилось, тушилось. В каждом доме пахло пряниками и пирогом с сахарной крошкой, который на Волге называли "рибелькухен" или "ривелькухен".
Но после обеда в доме все успокаивалось. Дети готовились к детскому богослужению, которое начиналось около 16 часов. Как только начинал звонить колокол, ватага детей спешила к находившейся в центре колонии кирхе. Большая церковь на 2500 сидячих мест была гордостью колонии. Несмотря на скромное убранство она производила большое впечатление на прихожан. Детей встречала большая елка, украшенная свечами и игрушками. Церковь всегда была переполнена. Разыгрывался рождественский спектакль, дети читали стихи, пели рождественские песни. С радостью и умилением рассматривали они композицию, изображающую вифлеемский хлев, стоявшую под елкой. Детские сердца были озарены радостью и глубокой верой в Бога и совершившееся чудо.
После богослужения каждый ребенок получал небольшой подарок, обычно сладости. Хоть и скромно, но дети всегда были искренно рады. Потом мы бежали домой. Все небо было усеяно яркими звездочками. Дома нас ждали родители, там было тепло и уютно.
В 19 часов колокольный звон созывал в церковь взрослых. Снова церковь была заполнена. Елка радовала теперь прилежных и добропорядочных крестьян, потрудившихся на своих полях в поте лица. Теперь они отдыхали, хвалили Бога, молились, благодарили Его за все, возносили к небу свои прошения. Праздник длился три дня, и в это время все дела по дому оставлялись - ухаживали только за скотом.
Все ходили друг к другу в гости. Особенно благочестивые братья собирались на свои молитвенные собрания. В первый день Рождества богослужение начиналось в 9 утра. А дети в это время катались на улице или горке на санках.
Как проходил праздник у нас - в доме пастора? Богослужение для взрослых кончалось довольно поздно и мы с нетерпением ждали возвращения наших родителей. Потом мы должны были по обычаю сидеть в темной комнате и ждать, пока они в соседней комнате наряжали елку. Это длилось довольно долго. И вот открывается дверь и нам разрешают войти. Огонь свечей слепил глаза. Под елкой каждый из нас отыскивал свой подарок, а на столе рядом с елкой для каждого стояла тарелка со сладостями ("бунтер теллер").
Затем мы доставали приготовленные подарки, поздравляли родителей и друг друга, желали всем здоровья, радости и долгой жизни. Мы читали приготовленные для родителей к Рождеству стихи, пели рождественские песни: "Suesser die Glocken nie klingen..." "Ihr Kinderlein kommet, oh kommet doch all..." "Stille Nacht, heilige Nacht..."O du froehliche, о du selige..." и другие.
Праздничный стол был уже накрыт: традиционный жареный гусь с яблоками, ветчина, жаркое из свинины и многое другое. К чаю или кофе было всегда много выпечки: пряник, коврижка, кекс, пироги с яблоками и творогом. А в Сочельник - обязательно галушки с маком, рецепт которых мой отец привез из родного дома в Варшаве (Польша). Но праздничный стол был не главное в празднике, но - само осознание чуда Рождества. В семью приходили радость, мир, душевный покой.
Хотя Рождество было семейным праздником, в Сочельник перед богослужением родители поздравляли всех близких знакомых. Им также дарились подарки. Эта традиция сохраняется в нашей семье до сих пор.
Источник: Вестник/Der Bote. № 4, 1997. С. 11