Приветствую Вас Гость!
Суббота, 19.08.2017, 04:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » История » Разное » Судьбы церквей в немецких колониях (Мариенталь (Тонкошуровка))
Судьбы церквей в немецких колониях
WinterДата: Воскресенье, 28.03.2010, 14:47 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Репутация: 0
Статус: Offline
Судьбы церквей в немецких колониях

Духовным и культурным сокровищем немцев в России были их кирхи, украшавшие панораму любой колонии. Ныне они сиротливо доживают в опустошенном и разрушенном состоянии свой век…

Oдним из параграфов манифеста . Екатерины Второй от 1763 года давалось право переселенцам сохранять их религию, строить церкви, колокольни и молельные дома. Запрет касался лишь монастырей. Активное строительство церквей в . немецких колониях Поволжья началось в начале XIX века, причём большая их часть возводилась на средства религиозных общин из кирпича. Основательные, просторные, с оригинальными алтарями, органами, изготовленными в Германии, и богатой стенописью, они строились на века.

К 1803 году в Поволжье, включая ; Саратов, действовали 32 католических, 58 евангелических (лютеранских) и 23 реформистских церквей. Они были гордостью и радостью каждой немецкой семьи. Это единственные культовые сооружения, которые сохранили свой облик даже в виде руин.
Разнообразный, самобытный архитектурный стиль, фундаментальность и устремлённость к небесам до сих пор привлекают внимание любопытных путешественников и любителей архитектуры. При хозяйском подходе они могли бы стать познавательными музеями под открытым небом и доходными туристическими объектами. Ведь история постройки любой из немецких церквей — это увлекательная тема для тех, кто любит свою историю, ищет в ней свои корни.

В кирхах крестились, причащались, , венчались, отправляли молебен и отпевали предков слушая колокольный
звон, звуки органа и проникновенную мелодию церковного пения. Общение с церковью преисполняло радостью, давало силу духа, умиротворенность в повседневной жизни. Кирха была единственным духовным центром в каждой из колоний. Уроженец колонии Messer на Волге (ныне Усть-Золиха), поэт пушкинского времени Эдуард Губер (Eduard Huber, 1814-1847) в своей поэме «Антоний» так передал радость встречи с отчим краем:

Я вновь дышу вечернею прохладой
В родных полях; я снова узнаю
И старый дом, и церковь за оградой,
И молодость весёлую свою...

На церковных кладбищах нашли свой покой несколько поколений наших предков. И пусть уже исчезли внешние признаки могил, но мы знаем, что останки наших праотцов и праматерей навсегда сохранит земля, возделанная ими. Теперь мы уверены, что никто уже не осквернит места захоронений, когда они полностью сравнялись с поверхностью земли.

Церковная жизнь колонистов была главной опорой их веры в удачу и благополучие. Именно это состояние счастья подверглось разрушению и несколько поколений российских немцев были оторваны от традиционной церковной жизни. Первый большевистский запрет касался использования колоколов, поскольку их звон якобы «мешал спокойной жизни людей». Сброшенные колокола использовались для чеканки монет и изготовления гильз. Убрав колокола, спилив кресты, изрубив дубовые скамьи на дрова, разграбив резные алтари, растащив утварь и живопись, новые власти взамен не дали ничего. Религиозное воспитание замкнулось в семейном кругу. Немцы, проживающие в СССР, постепенно забывали религиозные обряды, песни, молитвы, праздники и имена святых.
В пустых зданиях церквей завелись сырость и плесень, в органных трубах поселились крысы и воробьи... Цветные оконные витражи были разбиты, а свинцовое обрамление использовано для изготовления дроби для охотничьих ружей. Позднее в помещениях церквей размещались мастерские, зерновые склады,конюшни и сельские клубы.

Прекратилось издание церковных книг, печатание Библии, а те, что оставались на руках у верующих, зачитывались до дыр.

 
WinterДата: Воскресенье, 28.03.2010, 14:49 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Репутация: 0
Статус: Offline

Католическая церковь в бывшей немецкой колонии Мариенталь.

Сейчас с. Советское Советского района Саратовской области.

Год постройки - 1842 (1846) г.

У меня возникла идея кратко описать историю последней церкви колонии Mariental на Волге (ныне Советское), ход строительства которой подробно описал мой предок Anton Schneider (1798-1867). Полное изложение этой истории можно найти в книге: Anton Schneider, „Aus der Geschichte der Kolonie Mariental an der Wolga" под редакцией Виктора Гердта (Victor Herdt). В этом селе прожило шесть поколений моих российских предков Schneider-Obholz.

С момента основания колонии Мариенталь (Тонкошуровка) на левом берегу реки Большой Караман, переселенцами было построено в разное время четыре церкви, размеры которых увеличивались по мере роста численности прихожан. Первые поселенцы имели обычный молитвенный дом. Через несколько лет была задумана большая церковь, для которой был уже заготовлен кирпич и лесоматериал. Однако набег диких киргизов на село в 1775 году помешало осуществлению этого плана, так как большинство хозяйств колонистов бьшо полностью разорено. Поэтому построили небольшую церковь из дубовых и еловых брёвен. Церковь получила название „Maria Himmelfahrt" (Вознесение пресвятой девы Марии).

Следующая, тоже деревянная, кирха была построена в 1800 году. Размеры её составляли 4 сажени (12,8 м) в ширину и 12 саженей (25,6 м) в длину. Однако уже через 16 лет длина церкви увеличилась на 4 сажени.

Строительство очередной кирпичной церкви началось в 1830 году. За возведение этой церкви по типовому проекту взялся известный мастер-строитель Иван Миневич из Саратова. Через четыре года он завершил строительство. В ноябре 1834 года церковь была освящена и в последующее десятиление продолжалось внутреннее и внешнее её благоустройство.

Автор снимкa Александр Перебинос.

Церковь в колонии Мариенталь выглядела внушительно: с трёх сторон имелся ряд колонн, 45 овальных и квадратных окон, трое входных дверей и 32-метровая колокольня. Окончательная стоимость строительства этой церкви обошлась прихожанам в 43.559 рублей, не считая огромной оплаты натурой.
Может быть, настала пора издать каталог существовавших и сохранившихся церквей, а также установить день памяти церквей немецких колонистов. Этим днём может стать дата запрета церковной жизни в России. Сталинский закон о запрете деятельности церковных общин и религиозной службы в стране был издан 8 апреля 1929 года.

Ждём предложений читателей.

Из газеты Deutsch-Russische Zeitung

Prof. Albert OBHOLZ

Kaiserslautern

 
WinterДата: Воскресенье, 28.03.2010, 14:50 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Репутация: 0
Статус: Offline
Паломничество по местам бывших немецких колоний

В мае 2009 года в епархии Святого Климента, недалеко от города Маркс в Mariental проходит 12 пастырская конференция. Одной из тем встречи является история бывших немецких колоний. Трагическая судьба немцев Поволжья

 
Форум » История » Разное » Судьбы церквей в немецких колониях (Мариенталь (Тонкошуровка))
Страница 1 из 11
Поиск: