Баратаевский приход Баратаевский (Беттингерский) лютеранский приход был основан в 1780 г. и по данным на 1904/1906 гг. насчитывал 19762 прихожанина.1 Старейшая церковь этого прихода - "Святого Триединства" в селе Шафхаузен - одновременно являлась и старейшей каменной евангелической церковью в Поволжье. Она была построена в 1832 г. Деревянная "Церковь Вознесения" в селе Базель была построена в 1839 г. Церковь в селе Гларус была сооружена в 1862 г., а церковь Петра и Павла в селе Беттингер - в 1871 г.; обе церкви были деревянные. Каменная церковь Иисуса в Цюрихе была построена в 1877 г. Все эти церкви были возведены на месте более старых сооружений.2
В год освящения в селе Цюрих новой церкви священником в приход был назначен пастор Келлер (Gotthilf Heinrich Keller, род. 27.05.1834), возглавлявший приход с 1877 по 1878 гг. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. пастор Келлер организовал в двух обслуживаемых им церковных округах сбор 1 500 пудов табака, выращиваемого здесь, и отправил его через Саратовского губернатора прямо в действующую армию.3 Его сын, Рихард Келлер, тоже возглавлял Беттингерский приход.
Рихард Келлер (Keller) родился в 1863 г. в Ной-Фройдентале. С 1886 по 1888 гг. он служил пастором в Екатериненштадте, с 1888 по 1890 гг. - в Гнадентау, с 1890 по 1907 гг. - в Беттингере, с 1907 по 1902 г. - в Таганроге.4
Последним пастором Беттингерского прихода был Христфрид Отто Гершельманн (Hörschelmann). Он родился 15 июля 1858 г. в Лифляндии. С 1908 по 1933 г. служил пастором в приходе Беттингер. Затем эмигрировал. Умер 17 октября 1939 г. в г. Ревеле.5
В начале ХХ в. доход пастора в приходе Беттингер состоял из оклада в размере 171,6 руб. и платы 1700 руб. с каждого обслуживаемого прихода; кроме того пастору полагалось жилье с отоплением, 600 пудов сена и 400 пудов овса в год. За крещение, конфирмацию, венчание и похороны - четыре самых важных события в жизни колониста, платили пастору соответственно 15, 30, 60 и 15 копеек.6
В середине 1930-х гг. Беттингерский приход был закрыт.
Andreas Raith, Москва, январь 2009 г.
Автор выражает благодарность Игорю Плеве, Андреасу Идту и Андреасу Мюллеру за помощь, оказанную при написании статьи.
1 О.А. Лиценбергер. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. Готика. М., 1999., с. 321.
2 Die Evangelisch-Lutherischen Gemeinden in Rußland. Eine historisch-statistische Darstellung. St. Petersburg. 1909. Bd.1, Teil 2, S. 150-151.
3 Kuffeld, Joh. Die deutschen Kolonien an der Wolga. Nurnberg, 2000, S. 312.
4 О.А. Лиценбергер. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. Готика. М., 1999., с. 358.
5 О.А. Лиценбергер. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. Готика. М., 1999., с. 347.
6 Die Evangelisch-Lutherischen Gemeinden in Rußland. Eine historisch-statistische Darstellung. St. Petersburg. 1909. Bd.1, Teil 2, S. 151-152.
C сайта DIE GESCHICHTE DER WOLGADEUTSCHEN.