Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 18:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Разное » Тайны архива немцев Поволжья
Тайны архива немцев Поволжья
WinterДата: Суббота, 27.02.2010, 19:49 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Репутация: 0
Статус: Offline
Тайны архива немцев Поволжья

Священник Готлиб Бератц: пропавший, но не забытый

МНГ 12.03.2009 Автор: Елизавета Ерина

Уникальная в своем роде работа хранится в Государственном историческом архиве немцев Поволжья. Составлена она собственноручно священником Готлибом Бератцем. На титульном листе составитель озаглавил ее как «Списки колонистам-немцам, водворившимся в Поволжье в 1765–1767 годах и некоторым протестантским колониям. Копии с оригиналов-списков Конторы опекунства иностранных в г. Саратове. Подлинники хранятся в архиве Саратовского губернского Правления. Копии сняты священником Готлибом Бератцъ в 1906–1907 годах, а также в 1916 году».


Этот труд хранится в архиве как особо ценный. С 1990-х годов он стал особо востребован, так как помогает потомкам римско-католического вероисповедания, чьи предки ранее проживали в Поволжье, восстанавливать свое родовое древо. Первоначальные сведения о Готлибе Бератце были получены именно из этих документов. На первой странице патер поместил свой экслибрис. На нем – изображение автора, вернее, составителя труда, год и место рождения (1871 г. Gobel a/w – Гебель на Волге), год выезда его предков в Россию (1766 год, из Майнца), указан и год рукоположения в священники (1894 г., г. Саратов).

Продолжив изучение «Списков», мы обратили внимание на то, что они открываются родной колонией Бератца – коронной колонией Усть-Грязнуха (Gobel). В документе указано, что в 1767 году в колонию прибыло 76 семей (230 душ мужского и 99 – женского пола). В пункте N49 значилась в списках колонии и семья Берацъ (так на слух записали фамилию русские писцы): глава семьи – Ренк Бертус Берацъ, 27-ми лет, хлебопашец, его жена Арбертина Бендер (Bender), 25-ти лет, сын Николаус, 4-х недель. Далее указано было вероисповедание членов семьи – католическое, и место, откуда прибыла в Россию семья: «из Курменца, деревня Веисйна», впоследствии Готлиб Бератц уточнил, что семья прибыла из Майнца.

Долгие годы архивистам не удавалось найти другие сведения о Бератце. Мы привлекли внимание ученых и краеведов к этой личности тем, что выставляли работу священнослужителя на всех документальных выставках: в правительстве Саратовской области, в Областной думе, на активе в муниципальном образовании, в архиве и, одновременно работая с документами первых лет советской власти, надеялись обнаружить новые данные об этом человеке. Находки в архиве, к сожалению, не так уж часты. Но в 2006 году улыбнулась удача: научный сотрудник Р. Ларюкова нашла документ, который отчасти пролил свет на личность священнослужителя и печальную участь, постигшую его в 1921 году.

3 мая 1921 года в Губернский ревком Трудовой коммуны Области немцев Поволжья поступил документ за подписью зав. Губполитпросветом Коммуны «о необходимости конфисковать библиотеку и научные коллекции убитого священника села Суслы Берац (так фамилия написана в тексте. – Прим. автора) с целью передачи их в распоряжение Губполитпросвета и выдать мандат тов. Дреер на право перевозки ее из с. Суслы в г. Марксштадт».

Следует отметить, что с середины 1919-го по июль 1922 года город Марксштадт (ныне г. Маркс) был столицей первой немецкой автономии, а Дреер возглавлял краеведческий музей Коммуны. Прошло еще два года. И снова в ходе работы над документами Объединенного архивного фонда Сельские Советы области и республики немцев Поволжья Р. Ларюкова обнаружила опись конфискованного и сданного Совету имущества Готлиба Яковлевича Бератца (как сказано в описи, местного священника). Не приводя полный перечень описи, скажем лишь, что в ней были перечислены самые необходимые для жизни и быта вещи: кровать, стулья, стол… Все, вплоть до нательного белья, «поповской сутаны», шляпы и «котелка». Из вещей, возможно представляющих интерес для новой власти пролетариев, были серебряные часы и очки в золотой оправе, против них и увеличительной лупы были поставлены знаки вопроса. Что они обозначают, нам неведомо.

Кем был он – священнослужитель Бератц? Была ли у него семья? Зачем конфисковали предметы быта? Быть может, в связи с арестом семья священника была изгнана из дома? Список, обнаруженный в том же архивном фонде, ответил на некоторые наши вопросы, но в первую очередь вызвал недоумение своим названием. Почему-то арестованный властями священник попал в список пропавших лиц. Позже выяснилось, что в этом списке указан как «пропавшее лицо» не только Готлиб Яковлевич Бератц, но и все члены его семьи: жена Марианна (на 1921 год ей было 30 лет), сыновья – двойняшки Готлиб и Адам (по 9 лет), 6-летний Иван и дочь Агнезия (5 лет). Недвижимого имущества семья не имела. В графе «У кого в настоящее время находится семейство пропавшего», записано: «У дяди». В последней графе отмечено, что семья нуждается в пособии. Что же случилось со священником и ученым Г. Бератцем, который с 1911-го по 1921 год служил в приходе села Суслы (Герцог), входившем в Мариентальский деканат?

Как пишет О. Лиценбергер в своей книге «Римско-католическая церковь в России» (Саратов, 2001 г.), Готлиб Бератц учился в саратовской Духовной семинарии, рукоположен 24 августа епископом в Саратове, с 17 мая 1894-го по 1909 год – пастор Берёзовской (Деллер) римско-католической церкви, с 15 октября 1901года – курат, в 1909–1911гг. – исповедник в Духовной семинарии г. Саратова. Г. Бератц – автор работ, посвященных 150-летию пребывания колонистов на Волге, драматург, его литературный псевдоним (фон Гебель), видимо, был взят по названию родного села.

Г. Бератц был арестован по подозрению в причастности к выступлению против Советской власти в с. Суслы. В докладе в Губернский революционный комитет (Губревком) выездной сессии военно-полевого ревтрибунала по Марксштадскому уезду от 18 мая 1921 года говорится о ликвидации вооруженного восстания в сёлах уезда (в том числе – в с. Суслы). Описывая «зверства восставших бандитов» по отношению к коммунистам, члены Ревтрибунала писали, что некоторые патеры отпускали грехи совершавшим эти преступления, а некоторые из духовенства сами принимали участие в восстании.

Заседание выездной сессии Ревтрибунала, проходившее 30 мая 1921 года в селе Верхняя Грязнуха, пролило свет на происходившие события. В постановлении сессии Ревтрибуналу с кавалерийским отрядом вменялось в обязанность «пройти по селам, принимавшим участие в повстанческом движении, произвести следствие и разбор повстанческих дел», при этом «над пойманными и осужденными приговора приводить в исполнение на месте, в отношении скрывающихся дела производством отложить впредь до их задержания, подвергнуть конфискации имущество скрывающихся». Так была на полную мощь запущена репрессивная машина советской власти, в которую вольно или не вольно попал священнослужитель. Думается, он не мог мириться с отношением новой власти к собственному народу...

О. Лиценбергер в своей работе, опубликованной в первом томе немецкой энциклопедии, писала, что выездная сессия постановила расстрелять патера как одного из руководителей восстания в с. Мариенталь (Советское). Кассационный трибунал при ВЦИКе удовлетворил просьбу Бератца о помиловании, но местный Ревтрибунал все-таки привел приговор в исполнение...

Об авторе

Елизавета Моисеевна Ерина – заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин города Энгельса, директор Государственного исторического архива немцев Поволжья с 1966 года (ранее – филиал Государственного архива Саратовской области в г. Энгельсе), награждена Офицерским Крестом (высшей наградой для иностранцев) I степени за заслуги перед Федеративной Республикой Германия, знаками «Почетный архивист России» и губернатором Саратовской области «За любовь к родной земле», двумя медалями (в том числе и «Ветеран труда»).

http://www.ru.mdz-moskau.eu

 
Форум » История » Разное » Тайны архива немцев Поволжья
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: